Мысль о создании фильма, посвященного Чапаеву,
впервые возникла у писателя Дмитрия Фурманова. Спустя год
после выпуска литературного "Чапаева", т.е. в начале 1924
года. Фурманов переделал свою повесть для кино.
Первый сценарный опыт Дм. Фурманова представлял
несомненный интерес в свете поисков советского кинематографа
тех лет.
Произведений советских новаторов - Эйзенштейна,
Пудовкина - на экране тогда еще не было. Кинематографисты
старшего поколения, стремившиеся влить новое содержание в
отжившие формы, делали свои первые робкие шаги отразить
гражданскую войну. ("Комбриг Иванов" и "Банда батьки Кныша"
А. Разумного, "Красные партизаны"В.Висковского)
Красная Армия и её враги представлены были на экране
поверхностно и упрощенно. У художников не было ещё ни
подлинного знания народной революционной армии, ни
настоящего умения её изобразить. В их фильмах "авантюрных и
психологических" сильно сказывались наспех перелицованные
старые сюжеты и герои.
Дмитрий Фурманов также ограничился тем, что опустил
повествовательные и описательные части литературного
произведения. Сжал, переставил и частично добавил новые
события, но не сделал коренной драматической перекомпоновки
романа.
По своей форме сценарий был экранной иллюстрацией к
литературному "Чапаеву". Стремление автора вместить всё
литературное произведение привело к такой перезагрузке
сценария (особенно батальными сценами),что его хватило бы по
крайней мере на две серии.
Дм. Фурманов выступил против штампов тогдашних
сценариев. В сценарии "Чапаев" писатель дал широкое движение
чапаевского войска: смелые набеги, разведки и наступления
частей. Рядом с этим показаны сильные части колчаковских
войск. 12-я часть сценария рисует совещание у белых, где
принимается решение осуществить внезапный налет на
чапаевский штаб, показаны операция уничтожения лбищенской
группы и гибель Чапаева.
Особое место в сценарии уделяется личности В. И.
Чапаева. Биография его обрисовывается автором с детских лет,
показаны взаимоотношения между Чапаевым и крестьянами,
командирами, поведение его в боях. Вместе с тем, Фурманов
придумывает романическую историю любви Чапаева и некой
Ксанки, встретившейся эму на фронте. Этой ситуацией писатель
стремиться раздвинуть рамки литературного произведения,
продолжив работу над образом главного героя.
Примечательно, что сценарий Дм. Фурманова был
затерян, и ни жена Фурманова ни братья Васильевы не знали
его в процессе своих драматургических работ. Фильм "Чапаев"
братьев Васильевых вышел в ноябре 1934г., а сценарий
Фурманова был найден лишь в 1939 году научным сотрудником
Иорданским в архиве кабинета киноведения, в связи с научной
диссертацией о "Чапаеве"...
(продолжение следует...)
|